Кредиты
19.09.2008

Автолюбителям повысили процент cтавок по кредитам

Несмотря на то что автокредитование остается основным двигателем роста автомобильного рынка, вследствие финансового кризиса темпы его развития могут замедлиться.

 

Из-за повышения банками процентных ставок по кредитам и сокращения программ автоэкспресс-кредитования получить кредит станет сложнее и дороже, чем раньше. Чтобы удержать клиентов и остаться в сегменте автокредитования, банки будут повышать уровень и качество обслуживания, а также осваивать новые ниши.

Cуммарный объем российского рынка легковых автомобилей в денежном выражении по итогам первого полугодия составил почти 36 млрд долл., говорится в аналитическом обзоре агентства "Автостат". К концу года данный показатель превысит 80 млрд долл. Основной движущей силой российского автомобильного рынка продолжает оставаться автокредитование, отмечают аналитики агентства. Если в 2002 году с использованием кредитных схем было продано всего около 70 тыс. автомобилей, а рынок автокредитов оценивался в 650 млн долл., то в 2007 году из 2,4 млн проданных на российском рынке автомобилей 1,15 млн были приобретены с использованием различных кредитных схем, а суммарная емкость рынка автокредитования составила 16 млрд долл. Оценивая ситуацию на рынке в 2008 году, можно констатировать, что каждый второй автомобиль продается сейчас с использованием кредитных схем. Согласно прогнозу "Автостата", в текущем году в России будет продано 3,15 млн новых автомобилей, из них примерно 1,6 млн машин на сумму 35 млн долл. покупатели приобретут, прибегнув к услугам банковских учреждений.

Автокредит – двигатель продажи

По мнению самих банкиров, в ближайшие два года объем рынка автокредитования будет расти, но более низкими темпами. По словам руководителя управления маркетинга автокредитования Альфа-банка Максима Салаева, если в начале года ожидался рост рынка автокредитования на уровне 70%, то сейчас прогнозы скорректированы и предполагается рост до 50% к концу года. "Это обусловлено повышением среднего уровня процентных ставок по кредитам и приближением рынка к точке насыщения, – говорит заместитель директора департамента розничного бизнеса Росбанка Дмитрий Вечканов.

Из-за повышения ставок фондирования банки вынуждены были повысить ставки по кредитам, а также начать более внимательно подходить к системе оценки кредитоспособности заемщиков. Так, с начала года в среднем по рынку банки изменили стоимость автокредитования, повысив процентные ставки на 1-3 п.п. Например, Сбербанк поднял ставки по предлагаемым автокредитным продуктам на 0,5-1%, Альфа-банк – на 1,5-2%, банк "Авангард" по программе автокредитования "Без страховки" повысил ставку на 1%.

Эти факторы влекут за собой увеличение процента отказов по выдаваемым кредитам, но и снижают уровень просроченной задолженности. "Совокупность этих фактов повлечет за собой повышение дохода с одного клиента. Но в абсолютных показателях объем продаж автокредитов и прибыль финансовых организаций будет снижаться, и, как следствие, темпы роста рынка автокредитования в России замедлятся", – говорит Максим Салаев.

Расстановка сил меняется

Несмотря на то что банки продолжают активно конкурировать друг с другом на рынке автокредитования, состав участников на нем сильно изменился, отмечают участники рынка. "Основные игроки на этом поле сменились. Многие банки ушли с рынка или сместились в сегмент экспресс-кредитования и бюджетных автомобилей", – говорит директор департамента розничных банковских продуктов Абсолют Банка Эмиль Юсупов. По его мнению, наибольшую долю сегодня занимают банки с сильной государственной поддержкой, крупные частные банки и "дочки" западных финансовых институтов.

Согласно рейтингу РБК, за первое полугодие текущего года на лидирующие позиции по объемам выданных автокредитов вышли Сбербанк, выдав за полгода кредитов на сумму 48,8 млрд руб. и заняв первое место, Русфинанс Банк (26,3 млрд руб.), ЮниКредит Банк (20,6 млрд руб.), Росбанк (16,4 млрд руб.), банк ВТБ 24 (12,6 млрд руб.). Стоит отметить, что за год Сбербанк обогнал в этом сегменте Росбанк, банк "Русский стандарт", Райффайзенбанк, МДМ-банк и Русфинанс Банк.

За последний год свои позиции на рынке автокредитования сдали "Русский стандарт" и МДМ-банк. За первое полугодие 2008 года банк "Русский стандарт" выдал автокредитов на сумму 2,8 млрд руб. против 14,1 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Портфель автокредитов банка снизился за год на 10%, до 25,2 млрд руб. После отказа от комиссий по выдаваемым кредитам банку "Русский стандарт" фактически пришлось свернуть программу автоэкспресс-кредитования, сократив сеть выдачи и ужесточив требования к заемщикам автокредитов. Ранее кредит можно было получить при предоставлении лишь одного паспорта. Программы автоэкспресс-кредитования сохранились в банке, но их условия изменились. В настоящее время банк "Русский стандарт" разрабатывает новую стратегию развития в этом сегменте.

Сместился в сегменте автокредитвания и МДМ-банк, который за первое полугодие 2008 года выдал кредитов на покупку автомобилей на сумму всего 4,3 млрд руб., в то время как год назад эта цифра составляла 9,2 млрд руб. По данным РБК.Рейтинг, объем портфеля автокредитов МДМ-банка на 1 июля 2008 года составил 24,4 млрд руб., снизившись за год на 4,2%. Это произо-шло потому, что банк отменил программы экспресс-автокредитования в прошлом году. Сейчас банк выдает классический автокредит и старается делать основной упор на качество кредитного портфеля. МДМ-банк не единственный, кто решил пойти по такому пути. Свои программы автоэкспресс-кредитования свернули Промсвязьбанк и Московский кредитный банк, но только в автосалонах. Основная причина – высокий уровень дефолта по этому продукту. "Этот продукт содержит определенные риски, – отмечает директор департамента розничного бизнеса Московского кредитного банка Людмила Салигина. – Не всегда качество таких кредитов устраивало нас".

"Сегодня только около половины банков, входящих в топ-20 по объемам выданных автокредитов по итогам первого полугодия 2008 года, предлагают программы экспресс-автокредитования, – отмечает Дмитрий Вечканов. – Это связано с потерей привлекательности экспресс-автокредитов с точки зрения доходности: удорожание финансовых ресурсов с одновременным сохранением высоких рисков и достаточно низкого уровня среднерыночных процентных ставок".

В то же время, по словам начальника управления маркетинга департамента розничного бизнеса Собинбанка Анны Каминской, автоэкспресс-кредитование в банковской сфере – один из перспективнейших секторов, несмотря на высокие риски. "Данная категория кредитных продуктов пользуется большой популярностью у заемщиков. Клиентов привлекает скорость принятия решения относительно выдачи кредита, а также минимальные требования к пакету документов. Если говорить о востребованности данного продукта, можно с уверенностью утверждать, что спрос будет оставаться высоким", – отмечает г-жа Каминская.

Все ради клиентов

Основные тенденции развития рынка автокредитования на сегодняшний день связаны с активной борьбой банков за клиентов, говорят участники рынка. "Поскольку все автокредитные предложения игроков не имеют существенных отличий друг от друга, сейчас банки борются за клиента путем повышения уровня и качества обслуживания", – говорит Анна Каминская. А директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Евгений Новиков отмечает: "Все больше банков, кроме кредитных продуктов, предлагают дополнительные услуги, такие как страхование, получение кредитного решения по телефону или через Интернет, совместные программы с автодилерами".

Так, например, в этом году Альфа-банк, Юниаструм Банк и банк "Агроимпульс" запустили услугу online-автокредитование, в рамках которой рассчитать параметры автокредита, заполнить заявление на оформление и получить предварительный ответ банка можно через Интернет, без посещения офиса. Другие банки привлекают к своим автокредитам различными маркетинговыми уловками. В ходе одной из акций по выдаче автокредитов Абсолют Банк одаривал заемщиков 100 литрами бензина. Банк "Авангард" бесплатно оформляет золотую кредитную карту, а Русфинанс Банк презентует GPS-навигатор.

Как говорит зампред правления банка "Авангард" Валерий Торхов, в связи с тем что условия рефинансирования для банков ухудшаются, многие кредитные учреждения не смогут и дальше совершенствовать автокредиты непосредственно как продукт, то есть снижать ставки или комиссии за его оформление. По его словам, для своего развития на рынке авто-кредитования банки станут осваивать смежные ниши – например, кредитование покупки подержанных машин, яхт, мотоциклов или эксклюзивных автомобилей.

 

Источник: РБК-Daily

«Кредит Банк 24»
© 2008 — 2019
p